Газета «Вестник»
Архив

№ 17 (956)
8 мая 2009


Заголовки в формате RSS

Спасибо Ы, который убил медведя


Признаться, я давно искал повод написать о Василии К. Но этот музыкант, колеся каждый год по стране с концертами, все время не доезжает до Ульяновска пару сотен верст.

На майские праздники он выступал с сольной программой в тольяттинском рок-клубе «Генератор». Там-то мы и нашли друг друга.

Имя героя этого номера газеты мало известно в наших краях. Поэтому стоит ввести непосвященных в курс дела.

Василий К. родом из Мурманска. Там он и начинал свой творческий путь. Затем уехал в Швецию, где прожил несколько лет. Реалии скандинавской страны и ее язык часто встречаются в произведениях бывшего мурманчанина:

В небе над Стокгольмом чисто и светло –

Карлсон летает, и мне весело!

Или, в другом месте:

Ушанка в дождь, портрет короля и три кроны.

Дезертир я или удачно отставший солдат?

Годы жизни в государстве с гербом о трех золотых коронах – время плодотворного сотворчества с музыкантами из шведской группы «The Kurtens». Вместе с ними была записана по-настоящему знаковая песня «Интеллигенты». Она дала название новому музыкальному коллективу, который Василий К. собрал по возвращении на Родину в начале двухтысячных. Позволю себе процитировать:

Я люблю эту грязную землю,

я люблю этот глупый народ,

и поэтому я патриот.

Очевидно, что на самом деле Василий больше всего на свете любит самого себя, но это у него получается по-настоящему здорово, так, что становится завидно. Как и положено интеллигенту, он много рефлексирует. Пытается осознать, «каков же эффект столкновения мира вот с этим беспомощным телом?» И сам же отвечает: «Галактический взрыв, жаль, что только в одной голове».

В произведениях Василия К. находится место и откровенному стебу, и тонкой, пронзительной лирике. А иногда, напротив, тонкому, пронзительному стебу и откровенной лирике. Местами грань между этими двумя явлениями достаточно призрачна и неопределенна. Вот весь текст песни «The Worksong»: «Когда я не работаю, я бухаю. А когда я бухаю, я не работаю». (Она стоит у меня на звонке мобильника). С другой стороны, Василий способен и на такое: «С каждым шагом все дальше и дальше от выбранной цели, и ошибки мои все мудрей и все красивей». Или: «Я не знаю, как бы я жил, если б небо было чуточку выше…»

Василий К. – автор целого ряда шедевров, которые создали ему репутацию гения и были разобраны на цитаты фанатами. Теперь он имеет право создать нечто такое, что могло бы показаться оскорбительно тупым, если бы не было творением вышеназванного поэта.

— Мои произведения хоть и дьявольски сильны, ничем не отличаются от полной тишины! – после таких пассажей каждое слово русского шведа воспринимается как гениальное.

Василий К. может себе позволить пренебречь в том числе и правилами русской грамматики. В порядке стеба: «Пусть я эгоист, но это песня моя. Больше всего мне нравятся женщины… Которым нравится я!»

Василий К. обладает безупречным чувством вкуса и совершенно нездешним чувством меры. Возможно, он заразился им в годину странствий по капстранам. Поэт не чурается самых экстремальных средств выражения. Однако любое слово из разряда табуированной лексики, сорвавшееся с его уст, всегда будет применено к месту, будьте уверены.

Свое отношение к контексту в самом широком значении этого слова автор выразил в следующей строке: «У меня нет претензий к этому миру, у меня есть к нему примечания». Очень интеллигентно, не правда ли? Такими примечаниями, как жемчугом, унизаны нити его песен. Вот вам один из перлов:

Математика звука прекрасна –

В ней экзистенциальный ступор.

Моделируешь глас Господень –

Получаешь ментовский рупор…

Я мог бы привести огромное количество своих «самых любимых» цитат, однако нужно уметь вовремя останавливаться. Дело в том, что страница Х гораздо меньше, чем все остальные страницы в этой газете, — сюда практически ничего не помещается. Скажу лишь, что моя любовь к творчеству Василия К. началась после этой строчки: «Мыши просят морковки – придется вставать».

Василий К., как вы уже, наверное, заметили, начитан, эрудирован в музыкальном и литературном плане. Свою настоящую фамилию он тщательно скрывает, даже в Интернете най- ти ее если и возможно, то довольно проблематично. К. – первая буква фамилии, а также обозначение героя романа Кафки «Процесс», с которым Василий, по собственному признанию, чувствует некую общность. В текстах поэта можно найти огромное количество реминисценций и цитат из произведений писателей разных стран мира.

Василий К. не выделяет себя из контекста отечественной авторской песенности. Он сделал кавер-версии на песни Гребенщикова, Шкляра, Цоя, Вени Дркина. На концерте в Тольятти исполнил вещь из Высоцкого.

Василий К. примечателен тем, что приобщает свою аудиторию к творчеству культовых западных деятелей искусства, к сожалению, практически невостребованных в нашем Отечестве. Это альбом «Мой Коэн», где Василий исполняет песни канадского музыканта в собственном переводе. Это каверы на песни Нила Янга, Ника Кейва.

…После концерта в клубе «Генератор» мне удалось побеседовать с этим замечательным человеком.

— «Генератор» — это совершенно уникальное место, — говорит Василий К. — Оно очень похоже на западные рок-клубы, в частности на шведские. Все такое черное, облупленное, с клевым звуковым аппаратом. Очень важно, что здесь есть два пространства, в одном из которых люди могут быть свободными от музыки, а в другом быть совсем с музыкой. Прежде я всегда играл здесь с группой, и тогда громко звучали барабаны и все такое, а сейчас впервые играл один с гитарой. Я сказал звукачу (звукооператору, — Прим. НГ): сделай так, чтобы это было настолько громко, как будто играет целая группа. Это мое обычное требование. В этот раз звук был максимально близок к тому, чего я хотел.

— Где тебе больше всего нравится выступать?

— Ты знаешь, что это шаблонный вопрос, на который никто никогда не отвечает? Зачем ты его задал? Вот подумай сам: ты знаешь, что я играю во многих городах. И как я могу сказать, что в каком-то городе лучше?

— Дело в том, что журналисты довольно часто задают шаблонные вопросы. Но ведь главное не то, о чем спросить, главное – что человек ответит. На любой вопрос можно дать интересный ответ, в том числе и на шаблонный…

— То есть, это поиск вариантов ответов на вопросы, которые всем давно известны? Это довольно неплохая штука!.. Лучше не лучше, но быстрее всего убедить людей получается в Москве. Может быть, потому что я там живу и чаще выступаю. А когда мои эксперименты – что касается звука, стиля и состава группы – доходят до других городов, это уже плюс полгода…

— Что для тебя важнее – текст или музыка?

— (смеется) Знаешь, забавно то, что в некоторых случаях текст решает то, как музыка будет звучать. Это, в общем-то, касается локальных воплощений того, что называется мэйнстрим-рок. Я это видел в Швеции, в России, знаю, что это есть во Франции и в Германии. Дело в том, что рок как он есть – это песни, а песни – это очень старая штука, ей совсем-совсем много лет. Люди начали петь, бия камнем о камень, когда Ы из соседней пещеры убил медведя (изображает): «Ы, Ы убил медведя, Ы убил медведя». От этого возникла форма. Она не стала намного сложнее с тех пор. Несколько куплетов, метафоричное, краткое слово о жизни. И сейчас песня принимает рОковые формы. Или принимала до сих пор, потому что это, похоже, кончается.

— Почему?

— Рок – это набор средств, сейчас он перестал быть актуальным. Сейчас все больше клонится к электронике. Это зависит от центробежных сил в культуре – американской прежде всего. Новое отношение к звуку и ритму привили засранцы, которые бродили в Нью-Йорке, и у них не было денег ни на что, кроме драм-машины. Они сообразили, как выражать актуальную жизненную энергию посредством электронных звуков.

— Творческие планы?

— Играть дальше, делать новые записи. Понимаешь, творческий план простой – ближе к себе, к познанию себя. Оформить это в какие-то конкретные формы типа количества концертов или записей пластинок невозможно. Это включает в себя получаемые впечатления, людей, которых я встречаю. Это неотделимо от музыки, это все вместе. А музыка произрастает из этого естественной ветвью.

— На какой вопрос ты бы никогда не смог ответить?

— (смеется) Сколько женщин у меня было за последний год.

— С кем бы ты хотел прочитать интервью?

— С Гирилалом Баарсом. Это музыкант из Швеции. Я с ним вчера играл. Вытащил его в Саратов на концерт. Это многопрофильный человек, которому давно пора начинать всех учить как жить. Если ты ожидал услышать кого-то из знаменитостей – напрасно… Для меня гораздо важнее узнать побольше о ком-то из непосредственного окружения.

— Что бы ты пожелал всем людям, в том числе тем, которые прочитают ульяновскую газету «Вестник»?

— Не обижайте других. Вот и все.

Тольятти-Ульяновск

До следующей «Бочки»!

Студенческий рок-фестиваль «Бочка», в этом году растянувшийся на три дня, завершен. Можно подводить итоги.

Второго и третьего мая концерт проходил в ночном клубе «Арбат». Количество зрителей было не очень большим, однако те, кто пришел, похоже, остались довольны. Организаторы отмечают, что в этот раз критических стрел в их адрес было пущено гораздо меньше, чем по прошествии фестивалей прошлых лет. Несмотря на обязательные проблемы, им удалось провести мероприятие на должном уровне.

Не подкачали и музыканты. Те, в чьем уровне и так никто не сомневался, доказали его еще раз. Группы «44», «Скала Фрэглов», «Пивняк», по меткому выражению одного из устроителей шоу Антона Селезнева, «поставили толпу на дыбы».

Блеснули и новички. Самое неоднозначное впечатление оставил коллектив под названием «Дроссель». В его составе – три парня, играющих на акустических гитарах. Их песни насыщены смачным юмором и нецензурной лексикой. У разных зрителей они вызывали диаметрально противоположные эмоции – от полного неприятия до неописуемого восторга. Хит «Дросселя» «Я хочу жениться на Лере из „Ранеток“ давным-давно гуляет по сети, и многие с удивлением узнали, кто является автором произведения.

Приз зрительских симпатий по результатам интернет-голосования достался другим дебютантам – группе „Pap’e Mashe“. Свою награду музыканты получили на afterparty в кафе „Кофе-тайм“ 4 мая.

Не все заявленные на фест иногородние команды сумели приехать. И если самарцы из „Sapphear“, выступавшие в первый день, понравились местным любителям тяжелой музыки, то тольяттинцы из „2Dollars Gat“ просто-напросто забыли о том, что у них выступление в Ульяновске. Бывает и такое.

В следующем году организаторы обещают сделать фестиваль еще более интересным. Скорее всего, он впервые пройдет в формате open-air.

Сцена Х

Вячная память неизвестным цветам

В канун Дня Победы самое время поговорить о пьесе „Неизвестный цветок“ в исполнении труппы „Enfant Terrible“.

Вот уже почти год спектакль по мотивам сразу двух произведений Андрея Платонова идет на ульяновской сцене. В конце апреля „Ужасный ребенок“ давал эту пьесу специально для студентов-филологов.

Режиссер Дмитрий Аксенов со своими подопечными решился на постановку прозаического текста, практически не внося в него изменений. Задача довольно сложная, однако творческий коллектив блестяще справился с ней. Во время спектакля публика наслаждалась сочным платоновским языком, а в финале многие не смогли удержаться от слез.

Пьеса создана главным образом на материале произведения „Одухотворенные люди“ — это „рассказ о небольшом сражении под Севастополем“ в начале Великой Отечественной войны. Пять матросов жертвуют собой «во имя жизни на земле», останавливают танковую атаку, бросаясь под гусеницы смертоносных машин. Рассказ основан на реальных событиях, и указанные автором имена – реальные имена Героев Советского Союза. Посмертно.

Повесть о пяти воинах обрамляет рассказ о «неизвестном цветке», который рос на пустыре, «меж старых серых камней» и «сухой мертвой глины». Он рос один, боролся до конца за свою жизнь, и благодаря его подвигу пустырь вскоре стал цветущей поляной.

Солдаты победы, по мысли Платонова и Аксенова, тоже своего рода «неизвестные цветы». В завершение спектакля зрители увидели видеоряд – лица простых людей, разных, идущих по своим делам по улицам цветущего, залитого ярким солнцем города. Эти люди не догадывались, что их снимают и будут показывать после таких спектаклей. Они думали о чем-то своем, были безмятежны или, напротив, чем-то обеспокоены. Обычные люди, которые живут благодаря тем, кто боролся за их жизнь.

Перед тем, как броситься под танк со связкой гранат, один из героев «Одухотворенных людей», Паршин, сказал, «успокаиваясь и веселея»:

— Эх, вечная нам память!

Предыдущая статья  Следующая статья
Архив
Ульяновский государственный университет

Главный редактор: Хохлов Д.Г.

Адрес:
432700 г.Ульяновск
ул. Водопроводная, д.5

Телефоны:
67-50-45, 67-50-46

Газета зарегистрирована
28.03.1996 г. Поволжским регионалным управлением Госкомпечати. С 1335.

Site design:
Виорика Приходько

Programming:
Олег Приходько,
Константин Бекреев,
Дмитрий Андреев

[Valid RSS]


Свежий номер   |   О нас   |   Для рекламодателей   |   Доска объявлений   |   Письмо в редакцию   |   Ссылки

Copyright © Вестник, 2001-2019